Главная   Карьера   Книга   Мероприятия   О проекте   Миссия   Авторам   Спонсорам   Для СМИ     Контакты

Как построить бизнес модель отдела, подразделения, компании

 

Что мы узнаем?

Как сделать карьеру, обладая компетенциями конструктора бизнеса?

А ты знаешь, как работает твой отдел, подразделение, компания?

Нарисуй свой бизнес

 

В бизнесе всегда ценились сотрудники, обладающие широким кругозором и способные увидеть бизнес целиком, понять взаимосвязи отдельных элементов бизнеса, определить причины проблем не только одного подразделения, но и связанных с ним.

Такие работники быстро поднимаются по карьерной лестнице и занимают позиции, соответствующие своей компетенции.

Хочешь сделать карьеру? Научись моделировать реальность!

В этой статье мы посмотрим на бизнес «сверху», опишем его структуру и логику функционирования.

Итак, в бизнесе всегда есть две составляющие – субъект и объект управления. Субъект управления – это сам управленец, руководитель.

Объект управления – это те люди, которыми руководитель управляет. И тут важно понимать, что именно ЛЮДЬМИ управляет руководитель, а не машинами, механизмами и прочими ресурсами. Всем этим управляют его подчиненные, которых организовывает и направляет руководитель.

Главная задача руководителя – создать условия, в которых его подчиненные могли бы выполнять свою работу наилучшим образом. Именно для этого руководитель и конструирует ту область, которая находится в его управлении: определяет потребителей производимых товаров и услуг, способы производства, требуемые ресурсы, способы доставки, поставщиков, финансирование.

Прогнозирует и планирует, нанимает нужных людей, распределяет задачи, контролирует выполнение. И так далее. То есть, строит бизнес-модель.

Что такое бизнес-модель?

Бизнес-модель – это логическое схематическое описание бизнеса. Включает в себя набор составных структурных элементов, описание способов зарабатывания денег, продукты компании, поставщиков и потребителей компании, способы финансирования, набор ключевых факторов успеха.

Построение бизнес-модели является одним из этапов стратегического планирования.

Теперь давайте представим бизнес-модель схематично. За пример возьмем модель Александра Остельвальдера.

Согласно его подходу к построению бизнес-моделей, бизнес любой компании состоит из девяти структурных блоков:

  1. Потребительские сегменты
  2. Ценностные предложения
  3. Каналы сбыта
  4. Взаимоотношения с клиентами.
  5. Потоки поступления доходов.
  6. Ключевые ресурсы.
  7. Ключевые виды деятельности.
  8. Ключевые партнеры.
  9. Структура издержек.

бизнес любой компании состоит из девяти структурных блоков

Потребительские сегменты – это группы клиентов, на которых направлена деятельность компании.

Ценностное предложение – совокупность преимуществ, которые компания, готова предложить потребителю через свои продукты или услуги. Это может быть новизна изделия, производительность, удобство использования, дизайн, стоимость, возможность снижения риска и т.п. В маркетинге это еще называют продающими моментами или торговыми аргументами. По-английски Selling points.

Продающие моменты – это особенности товара, способов взаимоотношений с клиентами, каналов сбыта и способов оплаты, которые являются привлекательными в глазах потребителей и решающими в пользу выбора данного товара или услуги.

Каналы сбыта – это компании или физические лица, через которых продукты или услуги попадают от производителя к конечному потребителю. В качестве примеров можно привести: продажи через супермаркеты, через каталоги, через дилеров, через торговых агентов и т.д.

Взаимоотношения с клиентами – это способ, при помощи которого клиенты хотели бы получать продукцию и информацию о продукции от производителя или посредника. Например, самообслуживание или доставка, автоматизированное или персональное обслуживание, сообщества и фан-клубы, совместное создание продукта и т.д. Удачно выбранный способ взаимоотношений с клиентами существенно повышает ценность производителя и его продукта в глазах потребителя.

Потоки поступления дохода – это источники формирования дохода компании. Например, продажа товаров и услуг, аренда объектов недвижимости или транспорта, доходы от рекламы и т.д. Доходы формируются из оплаты клиентами предоставленной ценности.

Ключевые ресурсы – это материальные, интеллектуальные, людские, финансовые. Также к ключевым ресурсам можно отнести: способности компании, организационные процессы, отличительные характеристики компании, знания и умения. Это все то, что используется в процессе производства и распределения товаров и услуг компании и без чего компания не могла бы существовать.

Ключевые виды деятельности – это действия компании с использованием ключевых ресурсов, в результате чего создается ценность для потребителей, формируются каналы сбыта, выстраиваются и поддерживаются взаимоотношения с клиентами, и проектируются потоки поступления доходов.

То есть, для определения списка ключевых видов деятельности необходимо ответить на следующие вопросы:  

  • Каких видов деятельности требуют наши ценностные предложения?
  • Какими будут наши каналы сбыта?
  • Как мы будем выстраивать наши взаимоотношения с клиентами?
  • Какими будут наши источники поступления доходов?

Для лучшего объяснения содержания этого термина можно привести пример Цепочки добавленной ценности Портера. Она как раз и состоит из набора основных и вспомогательных видов деятельности.

Если здесь чего-то не хватает для описания вашего бизнес, - то можете добавлять свое.

Цепочка добавленной ценности Портера

Ключевые партнеры – это все заинтересованные стороны, с которыми мы будем выстраивать наши взаимоотношения, и от которых зависит поступление и качество ресурсов.

Партнерами могут выступать:

  • Поставщики;
  • Компании, которые делают продукт, который является составной частью нашего продукта;
  • Конкуренты, с которыми у нас могут быть некоторые общее интересы;
  • Потребители товаров и услуг, которые предоставляют компании информацию о своих потребностях;
  • Сотрудники компании, которые предоставляют компании такой ресурс, как свой труд.

Структура издержек – это суммы затрат, или, правильнее сказать, инвестиций, которые мы направляем на развитие каждого из восьми блоков бизнес-модели. Здесь мы должны четко понимать, что любая, самая эффективно спроектированная бизнес-модель, не сможет работать без должного ее финансирования. И именно в этом блоке и происходит перераспределение инвестиций.

Итак, мы разобрали 9 элементов бизнес-модели, при помощи которой можно спроектировать и описать деятельность любой компании. Эта модель универсальна. С ее помощью можно спроектировать деятельность небольшого отдела и крупного подразделения в составе компании.

Клиентами в этом случае могут другие отделы и подразделения, которые пользуются результатами работы вашего отдела, а поставщиками – отделы и подразделения, результатами которых пользуется ваш отдел.

Определите своего клиента, спросите его, что он ценит в работе и что хотел бы, чтобы было лучше, спроектируйте под его запросы все остальные блоки и увидите, насколько улучшатся результаты вашей работы, и ваш статус в глазах вашего руководителя, от которого может зависеть ваше карьерное продвижение.

В следующих статьях мы будем возвращаться к данной модели и разбирать способы эффективного построения каждого блока.

Смотрите также:


1. Как стать незаменимым сотрудником и «душой» коллектива
2. Почему многие люди никогда не достигают своих целей
3. Лидерство. как развить в себе лидера
4. Самоорганизация
5. Оперативное управление. Как управлять людьми
6. Как навести порядок на рабочем месте
7. Как навести порядок в подразделении
8. Как выбрать правильный стиль управления
9. Подходы к управлению как правильно и как не нужно
10. Как построить бизнес модель отдела, подразделения, компании


Проект УмноГрад © 2015