Главная   Карьера   Книга   Мероприятия   О проекте   Миссия   Авторам   Спонсорам   Для СМИ     Контакты

Руководитель – это кто

Расскажу историю про одного из моих бывших студентов. Зовут его - Василий. Его назначили руководителем отдела продаж, причем сразу с должности менеджера по маркетингу. Василий показал себя креативным маркетологом, предложил две удачные промоакции с бюджетной, но эффективной рекламной поддержкой. 

Коммерческий директор дал рекомендацию перед СЕО, и Василий нырнул в должность, как в омут с головой.

До этого момента он работал с абстрактными моделями, и тут сразу пришлось работать с людьми. Одно дело - отвечать за себя и планировать только свою работу, другое – рулить целой толпой продажников и загружать работой других людей.

Василий начал свой первый рабочий день с общего собрания коллектива, где лично представился, как новый начальник отдела, рассказал о себе и призвал сотрудников к плодотворной творческой работе.

Потом Василий провел беседу с  секретаршей Лизой, которая по совместительству выполняла функции делопроизводителя. Спросил у неё, как она предпочитает работать, и поручил ей самой установить порядок регистрации и пересылки документов.

После обеда Василий продемонстрировал демократичность, сам подошел и переговорил со всеми менеджерами по продажам, собрал чаяния и предложения. Пообещал улучшения в работе и, довольный собой, ушел домой.       

На следующее утро Василий снова собрал коллектив и поделился своими идеями о будущем отдела.

И все, казалось бы, было сделано правильно, но результат оказался неожиданным для Василия. Вместо ударного труда работа начала постепенно тормозиться: отдел начал «отбиваться от рук», гудеть как улей, позабыл про клиентов. Как Василий ни старался, что бы ни предлагал, чем бы ни увещал, работа упорно тухла в гнилой тусовке. Через две недели Вася пришел в ИнСУСС за помощью.

Мы пригласили студентов и разобрали пошагово случай Василия.

Шаг 1. Представление начальника коллективу.

Новый начальник в сложившемся коллективе должен быть представлен полномочным представителем компании: вышестоящим руководителем либо, на крайний случай, руководителем службы персонала. Его легитимность должна быть подтверждена системой, а не им самим. Это - знак сотрудникам: «Он свой и старший».

Василий же представился сам, лично. Тем самым он сымитировал знак: «Я пришлый и захватил власть сам». На уровне подсознания коллектива Василий стал захватчиком, а не лидером. Чужак всегда вызывает отторжение. А захватчик, который раскрывает свою подноготную (автобиографию), как бы отчитываясь перед подчиненными за свое прошлое, к тому же выглядит еще и жалко.

Шаг 2. Позиционирование статуса начальника, как лидера.

Вторая заповедь китайского бизнеса гласит: «Начальник старше меня, надо слушаться».

Статус начальника надо транслировать и подтверждать на самом примитивном уровне – ставя себя  в центр всякого действа и любой ситуации.

Подчиненные должны идти к начальнику, а не начальник к подчиненным. Начальник устанавливает правила игры, а не позволяет это делать подчиненным, как Василий допустил с Лизаветой. Отдав свои функции сотруднику и позволив ему самому выбирать правильные решения, Василий невольно дал знак коллективу: «Я здесь не главный»   

Шаг 3. Знакомство с коллективом.

Торквемада научал инквизиторов: «Сперва разберись, кто есть кто, а только потом суд верши».

Сначала разведка, потом дислокация, план, и только потом действие. «Семь раз отмерь, и только потом один раз отрежь». Василий же сразу стал обещания раздавать и ….. забывать о своих обещаниях. Что вполне естественно для первых дней в новой должности.

Начальник забыл, а сотрудники - нет. Не забыли, не простили и по-своему отомстили за несбывшиеся надежды. Саботажем и непочтением. 

Шаг 4. Определение текущего административного вектора.

Люди, особенно находящиеся на первом уровне экономического развития, не любят перемен. Особенно резких перемен.

«Новая метла» - это всегда стресс для всего коллектива. Умный начальник всегда некоторое время продолжает вести линию прежнего руководителя, пока коллектив к нему не привыкнет. И только потом меняет курс.

Василий же сразу начал «пугать» коллектив переменами, забыв про закон Ньютона – противодействие гасит любое действие.

Шаг 5. Донесение планов развития до коллектива.

Золотое правило развития гласит: «Цели - сверху, планы - снизу».

Как у Лао-Цзы: «Хочешь вести людей, иди позади них». Люди должны быть причастны к делу. Причастность наступает только тогда, когда ты отдаешь.

Когда сотрудник планирует свою работу, он отдает свою энергию делу. Это дело становится его частью, и им не надо понукать, - он сам побежит.

Василий не знал об этих азах управления. Он навязывал людям свое видение, не требуя от них отдачи. Не потребовал - и не получил.

Сам того не понимая, Вася направил энергию подчиненных не на дело, а на себя. Вернее, на обсуждение своей персоны. Породил клуб по интересу к личности начальника.

Шаг 6. Встраивание людей в единую струю работы.

Человек - единственное животное на земле, способное превращать информацию в работу. Превращать сам, в меру своей испорченности и квалификации. Кому-то достаточно просто показать, что надо делать, и он включится в работу. Кого-то надо подтолкнуть и «поставить в стойло». К каждому нужен свой подход.

А в коллективе срабатывает ген подражания и подчинения стае. Достаточно направить на путь истинный первых сотрудников, как остальные пойдут за ними и включатся в общий ритм.

Василий не выделил закопёрщиков, растерялся и просигналил сотрудникам: «Я не уверен в себе, я - не лидер». Народ учуял и сачканул.

Василий очень расстроился, когда понял, сколько ошибок он по незнанию совершил всего за две недели в должности начальника. Упал духом и сказал: «Мне это уже не исправить, придется увольняться».

Мы не стали его успокаивать. Если человек морально не готов быть лидером, не надо себя насиловать. Придет время, и Василий дорастет до руководителя. Это произойдет в тот момент, когда Василий постигнет главную формулу власти – умение обнулять отношения и начинать все сначала.

«Велик тот воин, кто упав, сумел подняться!» 

Смотрите также:


1. Как стать незаменимым сотрудником и «душой» коллектива
2. Почему многие люди никогда не достигают своих целей
3. Лидерство. как развить в себе лидера
4. Самоорганизация
5. Оперативное управление. Как управлять людьми
6. Как навести порядок на рабочем месте
7. Как навести порядок в подразделении
8. Как выбрать правильный стиль управления
9. Подходы к управлению как правильно и как не нужно
10. Как построить бизнес модель отдела, подразделения, компании


Проект УмноГрад © 2015