Самоорганизация
Что мы узнаем?
|
Зачем уметь управлять собой?
Что мешает тебе управлять собой?
Как научиться управлять собой?
|
Итак, ты принял решение развивать карьеру Руководителя, поставил амбициозные цели, определился с подходящим видом лидерства, осталось самое малое: заставить себя выполнять задуманное и делать это правильно.
Хочешь сделать карьеру? Научись самоорганизации!
Что же включает в себя самоорганизация будущего Руководителя? К самоорганизации относятся функции управления, направленные на самого себя. Давайте перечислим и объясним значение этих функций.
Первая функция управления – Прогнозирование.
Прогнозирование – это предсказание будущего на основании накопленного опыта и текущих предположений относительно него. Ничего мистического и сверхъестественного в этом нет, если использовать правильные подходы к прогнозированию. Один из таких подходов - это метод сценарного планирования. Это один из инструментов стратегического менеджмента, и суть его мы раскроем в одной из наших следующих статей, посвященной стратегическому менеджменту.
Следующая функция управления – планирование. Планирование – это оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.
Регулярность планирования равна либо меньше регулярности прогнозирования. После проведения сценарного планирования, в случае если требуется реакция со стороны менеджера, менеджер составляет план действий. Не всегда и не обязательно план – это формализованный документ. Это может быть и просто продуманный порядок действий в голове менеджера. Формализация в виде документа обязательна, если план касается других сотрудников. Но лучше, если любой план записывается: во-первых, чтобы ничего не забыть, и, во-вторых, во время записи и перечитывания приходят новые идеи.
Следующая функция управления, относящаяся к самоорганизации – учет.
Учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации, и ее отражение в учетных ведомостях. Этими учетными ведомостями могут быть просто списки, учетные карточки, журналы учета, табели и т.д. То есть, любые документы, которые позволяют аккумулировать и обмениваться информацией. Совершенно понятно: если руководитель не обеспечивает сбор информации о своем бизнесе в удобном для восприятия виде, то он и не может ее анализировать и принимать на ее основе управленческие решения. Работает вслепую, полагаясь на интуицию.
Далее за учетом следует анализ.
Анализ – это разложение целого на части с целью выявления строения целого и изучения тех связей и зависимостей, которые существуют между частями.
Фактически, анализ – это способ познания любых объектов и явлений окружающего мира.
Анализ связан со всеми остальными функциями управления. Это означает, что выполнение любой из этих функций сопровождается проведением анализа. Вроде бы все это очевидно, но, я думаю, каждый из нас может привести массу примеров того, как, например, проводится планирование или организация какого-либо процесса без тщательного анализа внутренней и внешней среды бизнеса и возможных последствий принимаемого управленческого решения.
Далее, за анализом, следует функция управления под названием «изменение». Можно использовать такое простое определение термина «изменение», как: Изменение - это превращение в нечто другое.
Ну, так оно и есть: после того, как руководитель выявил отклонения в бизнесе, проанализировал их причины, следующим его шагом должно быть вмешательство с целью исправления. Исправлением может быть как возврат ситуации в ранее запланированное состояние, так и проектирование некоего нового состояния бизнеса.
Следующая функция управления, относящаяся к самоорганизации – это коммуникации. Коммуникации – это обмен информацией. Цель руководителя при осуществлении функции коммуникации состоит в том, чтобы:
- Организовывать информационный обмен между всеми структурными подразделениями, руководителями и исполнителями.
- Установить взаимосвязь между людьми в организации.
- Сформулировать общие взгляды на внутреннюю и внешнюю среду организации.
- Организовать совместную работу коллектива, направленную на выполнения задач организации.
И последняя функция, относящаяся к самоорганизации – разработка и презентация управленческих решений.
Почему именно эти функции отнесены к функциям самоорганизации? Потому что они служат в качестве подготовки к выполнению функций, направленных на оперативное, регулярное управление людьми.
Если Руководитель не заставит себя и не возьмет в привычку формировать прогнозы и планы развития своего отдела/подразделения/организации, если он не станет учитывать и анализировать отклонения от планов, если он не проявит волю в инициации изменений, если не выстроит коммуникации, если не напряжется и не разработает управленческое решение и не донесет его должным образом до сотрудников, то весь труд его отдела/подразделения/организации может оказаться неэффективным, потому что организация сотрудников зависит от степени самоорганизации Руководителя.
Смотрите также:
|