Глава 9, в которой наши герои впервые почувствовали ответственность за всю страну
19.05.2014
Разработка первого проекта так увлекла наших героев, что они даже забыли про все на свете. Но свет про них не забыл. Утром в офисе ЦВБ «Колобок» раздался телефонный звонок.
Поднял трубку Петя:
- Центр вспоможения бизнесу «Колобок», слушаю вас.
Дальше прошла уже знакомая Пистолетову секретарская процедура и…
- Пистолетов, привет! – раздался озадаченный голос Рожеблюдова. – Давно не видел вас, все наши мэрские дела, да заботы. Слышал, вы запустили первый проект? Мне сказали, что уже весь интернет обсуждает новую ферму.
- Да, поработали маленько, - заскромничал Пистолетов.
- Ну что ж, есть у меня для вас отдельное задание. Подъезжайте ко мне завтра с утра, обмозгуем на свежую голову.
- Хорошо, в девять мы у вас, - согласился Пистолетов несколько тревожно.
С утра Рожеблюдов выглядел не то, чтобы совсем озадаченным, но по его лицу было видно, что в его голове идет глубокий мыслительный процесс.
- А, ребята, заходите, присаживайтесь. Ну, как дела?
- Да у нас все хорошо, а у Вас как? – поинтересовался Пупкин.
- Даже и не знаю, как сказать, начал Рожеблюдов. – Вот вышло новое постановление. По нему, обязаны все субъекты страны составить планы социально-экономического развития. Без них, якобы, не будут выделяться средства на финансирование наших местных программ. Вот оно, постановление, - есть, а как его исполнить - мыслей нет. Напасть какая-то. Решил вас подключить.
- В Вы сами как думаете, для чего нужен этот самый план, ну кроме финансирования? - вмешался Пупкин.
Рожеблюдов задумался. Видно было, что этот вопрос застал его врасплох: «Если не только для получения государственного бабла, то для чего же еще?».
- Ну, я так думаю, - наконец прорвало Рожеблюдова, - план развития нужен для того, чтобы развить область, сделать ее инвестиционно-привлекательной. А вообще, почему это я отвечаю на этот вопрос, это вы мне на него ответьте. Я вас для этого и позвал.
- Да, - задумчиво произнес Пистолетов. Тема, действительно неординарная. Тут подумать надо, посмотреть, у кого что есть, взять лучший опыт.
- Вот-вот, - лицо Рожеблюдова просияло, - вот вы и возьмите, и узнайте, а завтра с утра жду вас с предложениями.
На том и расстались.
Делать нечего, задание получено, нужно исполнять. Пошли друзья за помощью к Дементьевне.
Дементьевна, как всегда, была дома, пекла пирожки:
- Вот как здорово, что вы пришли, почувствовали, наверное, вкуснятинку. Проходите, буду вас угощать.
Дементьевна всегда была рада гостям, а клиентам особенно.
- Дементьевна, выручай, - начал Пупкин, кусая первый пирожок. – Задал нам Мэр задачу, да такую, что и как решить - сам не знает, и мы никогда не решали. Нужна помощь.
Рассказали друзья вкратце суть дела и вопросительно уставились на старушку.
- Ну что ж, проблема ваша решаема. Вот, как раз, во вчерашнем выпуске газеты «Пролет» прочитала статью, что ведает всем этим творческим процессом по составлению стратегий Министерство экономического развития, и что на их сайте даже есть уже стратегии нескольких регионов. Вот, почитайте сами, а вот и ссылочка на сайт Минэкономразвития.
- Ух, бабушка, как всегда ты выручила нас. Идем быстрее в офис, в инете посмотрим, что там есть.
- А как же чай? - только и успела произнести Дементьевна вслед убегающим пацанам. Но голос ее уже никто нет слышал.
Запыхавшись, ребята вбежали в офис «Колобка». Открыв на компьютерах ссылку, которую дала Дементьевна, принялись внимательно изучать имеющиеся документы.
Прошло четыре часа. Первым закончил чтение Пистолетов.
- Петь, ты что, все уже прочитал?
- Да почти, - отозвался Пистолетов.
- Ну и как впечатление?
- Да не очень. Это, оказывается почти то же самое, что и стратегический план, который мы разрабатывали для Хвостова, но только применительно к целому региону.
- Ну а почему тогда это тебе не очень нравится, и почему «почти»?
- Да потому, продолжил Пистолетов, - что, будь я инвестором, то под такие цели ломаного гроша бы ни дал.
- Так, продолжай, - подбодрил умозаключения Пистолетова Пупкин. – И почему бы ты не дал денег под такие планы?
- Да потому, что ни один из них не имеет ни четкого видения результатов своего развития, ни четких целей, ни понятных стратегий. Оттого и нет в них вменяемых социально-экономических показателей, которые отцы города намерены достичь по окончании срока действия Программ.
- Даа, - протянул Пупкин, - я тоже это заметил. Но я нашел еще несколько других стратегий регионов, которых нет на сайте Минэкономразвития. И там уже получше картина. Такое ощущение, будто все приличное отвергают, фильтруют как-то непонятно. Сейчас я тебе скину ссылки, посмотри и сравни на контрасте.
- Вот это уже соответствует моему представлению о стратегии, - сказал Пистолетов, пробежав газами тексты. - Здесь уже и Миссия, и Видение, и Цели, и Стратегии. Все о чем Дементьевна и говорила. И вид имеет взаимоувязанности.
- Почему вид? – спросил Вася.
- Вид, потому что мы же не видим схем с декомпозицией целей и стратегий, которые легли в основу данной стратегии развития. Есть только начало и конец, а серединку вынули. Потому нам и приходится доверять авторам, что они добросовестно подошли к ее разработке.
Они еще долго спорили о доверии мнению профессионалов и степени их продажности.
- Ну что, - подвел итог обсуждению Пистолетов, - теперь у нас есть, с чем идти к Рожеблюдову. Предложим ему два варианта подхода: «конкретный» и «ни о чем», - пусть выбирает.
На следующее утро, как и было договорено, Пупкин с Пистолетовым прибыли в офис мэра Рожеблюдова. Тот уже был на месте, в нетерпении попивая утренний кофе.
- Аааа, привет, привет, коллеги, - поздоровался Рожеблюдов.
«Нет уж, увольте, век бы не видать таких коллег, - подумал Пистолетов, но вида не подал».
- Кофе, чай? - предложил Рожеблюдов.
- Нет, спасибо, - отказался Пупкин, - мы позавтракали. Давайте сразу к делу.
Рожеблюдов недовольно отставил чашку в сторону:
- Ну что ж, к делу, так к делу. Докладывайте, что нарыли?
Пистолетов развернул свои записи:
- Прошлись мы по просторам интернета, на сайте Минэконома порылись, глянули что наваяли другие субъекты нашей замысловатой Родины, и вот принесли Вам на рассмотрение несколько подходов к созданию стратегии развития нашей области. А вернее два – «как все» и «как надо».
- Таак, - заинтересованно произнес Рожеблюдов, - показывай, Петр, не тяни кота за …хвост.
- В общем, есть два подхода, - продолжил Петя, - мы назвали их: «конкретный» и «ни о чем». Конкретный – это когда мы определяем всех наших стейкхолдеров. Ну, не наших, конечно, а всех заинтересованных лиц, которые фактически или потенциально могут быть заинтересованы в развитии нашего региона. Смотрим что нам от них надо и что можем дать. Потом, определяем отрасли хозяйствования, которые у нас есть и которые мы можем создать и развить. Потом, формируем Миссию, она же глобальная цель или предназначение, потом Видение, стратегические цели и стратегии. Для реализации стратегий создаются программы и проекты развития, определяются сроки и бюджеты, назначаются ответственные за исполнение. Вот это вкратце описание конкретного подхода.
- У меня уже уши опухли слушать всю эту бредятину, - возмутился Рожеблюдов. - Миссия, видение, мы что, секта какая, чтобы это писать? И как я тебе посчитаю бюджеты? Да еще и со сроками? А если я в них не уложусь, так ко мне счетная палата пришлет инспектора, он из меня всю душу вытрясет? А потом все будут видеть кому и сколько я давал, а главное - за что! Нет, давайте что-нибудь такое, чтоб звучало умно, запутанно, чтобы побольше туману и поменьше конкретики.
- Побольше туману без конкретики – это второй подход: «ни о чем». Такие стратегии тоже есть, их подавляющее большинство, - сказал Пупкин.
Рожеблюдов, похоже, услышал то, чего хотел:
- Вот, так и надо составить нашу стратегию, что б как у всех, чтоб не выделяться, чтоб потом, когда ничего не получится, никто не смог обвинить в некомпетентности, чтоб никто не смог уличить в нецелевом использовании средств: нет четкой цели, нет и нецелевой траты. Любая трата – в цель. Все как говорил Сенека.
- А как же наша область, наш город, наши люди? – недоуменно спросил Пупкин, - они же ожидают от Вас улучшений их жизни. Посмотрите на наши дороги, на нашу школу и больницу, это же как при царе Горохе было, так с тех пор и не ремонтировалось. Да и не только это. Люди же смотрят на Вас с надеждой, они же для этого Вас и выбирали мэром.
Рожеблюдов, похоже, не ожидал такого посыла.
- Ну, во-первых, не наши люди, а мои. Я здесь босс, а не вы… Пистолетов, ты тоже так думаешь, как твой друг? – злобно сверкнул глазами Рожеблюдов.
- Да, я тоже так думаю, твердо ответил Петя. – И, если Вы не примете первый подход – «конкретный» - то мы отказываемся выполнять это задание. Поручите кому-либо журналисту писать «ни о чем». И пусть его мучает совесть, а мы так делать не будем!
- Ну, хорошо, хорошо, - сдался Рожеблюдов, - это я вас проверить хотел на вшивость. Вижу: наши пацаны. Ну а что там, в Минэкономразвития, нет какого шаблона, чтоб по нему и слепить нашу стратегию?
- В том то и дело, что никакого шаблона нет, - ответил Пистолетов. – Каждый лепит в силу своих способностей. От того и такой разнобой в подходах.
- А какой же подход действительно правильный?
- Правильный подход тот, который раскрывает задачу от общего к частному и логически связывает все части воедино так, что несколько частных вытекают из одного общего. Это при планировании. Метод декомпозиции, называется.
- Все, совсем вы меня запутали. Сил больше нет с вами общаться, - обреченно произнес Рожеблюдов. - Дерзайте. Времени вам неделя, в вашем распоряжении все комитеты администрации области, появятся проблемы – сразу ко мне.
- Вот старый лис, - произнес Петя, когда они с Пупкиным уже покинули пределы администрации. – А ты молодец, Васька, как ты его? Я думал, он лопнет от злости.
Друзья добрались до своего офиса и принялись обсуждать будущую концепцию стратегического плана. А Рожеблюдов в это время уже звонил в Союз журналистов…
<<< Предыдущий Следующий >>>
Смотрите также:
|